В ЦППКП завершилась программа повышения квалификации «Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства и культуры»

6.07.2016

В ЦППКП завершилась программа повышения квалификации «Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства и культуры», которая собрала вузовских преподавателей из различных регионов России, испытывающих подлинный интерес к проблемам искусства, культурологии, художественного образования и потребность в своем дальнейшем личностно-профессиональном росте.

В центре внимания участников программы, реализуемой научно-педагогическим коллективом факультета искусств АлтГУ под руководством доктора искусствоведения, профессора Т.М. Степанской, оказались вопросы, посвященные современным  концепциям модернизации гуманитарного знания, формированию художественного рынка, развитию национальных художественных школ. Особый интерес вызвали проблемы, связанные с проектированием и реализацией в вузе рабочих программ учебных дисциплин гуманитарного цикла, использованием в процессе обучения образовательных ресурсов «Культурное наследие», «История искусства», «Искусствоведение».

Сегодня слушатели делятся своими впечатлениями о программе:

Галина Васильевна Алексеева, д-р искусствоведения, профессор Дальневосточного федерального университета:

«Прослушанный мною курс принес лично для меня настоящую радость от общения с замечательным искусствоведом и педагогом с большой буквы Тамарой Михайловной Степанской. Имея опыт заочного общения, получила возможность видеть, слышать и почувствовать яркое авторское мышление Т.М. Степанской. Самое для меня главное как для музыковеда по первоначальному образованию, прошедшего путь самообразования в истории и методологии изучения изобразительного искусства, постоянной координации работы с представителями московской школы искусствознания, – это другой подход к изобразительному искусству, идущий из недр самого художественного творчества мастера и запечатленный в полотнах. Находясь рядом с Тамарой Михайловной в эти дни, я постаралась научиться понимать по-новому язык живописи и очень этому рада. Вдохновенное повествование Тамары Михайловны запоминается с первого раза и, думаю, на всю жизнь. Методически тонко и постепенно решаются в лекциях педагогические задачи. Такой подход действительно придает новые стимулы к исследованию процессов эволюции художественного мышления как отдельных авторов, так и целых художественных школ. Это особенно важно для Приморья сейчас, когда наша школа только набирает обороты и нуждается в наставничестве, методической помощи и поддержке.
Вместе с тем в городе завтра открывается новая городская картинная галерея "Арт-этаж", собранная из 1000 работ коллекционера Александра Городнего. Уже начал работу филиал Эрмитажа, планируется открытие филиала Третьяковки. Вчера Приморская государственная картинная галерея отметила свой полувековой юбилей. Начал работу филиал Мариинского театра оперы и балета. В связи с этими тенденциями очень хотелось бы чувствовать руку старшего коллеги в лице вашего вуза, Тамары Михайловны и других представителей искусствоведческого сообщества.
Очень интересен был в курсе материал, связанный с электронными ресурсами Ольги Александровны Шелюгиной. Ощущается прекрасное владение английским языком, педагогически грамотная организация лекций, богатый иллюстративный материал. Немало нового удалось услышать. Большое за это спасибо! Возможно, было бы неплохо в дистанционном режиме попробовать поработать под ее руководством над созданием каких-то авторских курсов интерактивных занятий для лиц, проходящих курсы повышения квалификации. Вероятно, это должна быть отдельная программа.
Неплохо прозвучал в курсе блок тем, связанный с особенностями художественного рынка и коллекционирования И.В. Черняевой. Материал был представлен достаточно богатый, хорошо структурированный.
В целом, хотелось бы выразить искреннюю признательность Алтайскому государственному университету, Центру переподготовки и повышения квалификации преподавателей, организовавшему замечательные курсы, за высококачественный образовательный продукт, который, безусловно, должен иметь продолжение в образовательном пространстве!»

Ольга Викторовна Евусяк, к.п.н, доцент, директор Института искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова:

«Я с удовольствием и большой пользой для своей профессиональной деятельности прошла обучение по данной программе повышения квалификации, реализуемой Алтайским государственным университетом. Ее содержание в ожидаемом мною объеме удовлетворило мои интересы и потребности в получении необходимых мне знаний и важных умений, которые я приобрела, работая самостоятельно с материалами видеолекций и видеозаписей вебинаров.
К наиболее значимым для меня результатам обучения на данных курсах отношу:

  • получение большого объема интересной и очень полезной для меня информации из области искусства и искусствоведения в систематизированном, методически подготовленном и доступном для восприятия виде. Я являюсь директором института искусств, не преподаю дисциплины художественного и искусствоведческого цикла, но по долгу службы общаюсь на профессиональном уровне с художниками и преподавателями-художниками, мастерами декоративно-прикладного творчества, поэтому новые знания значительно расширили мой кругозор, способствовали тому, что теперь в профессиональных диалогах я чувствую себя более уверенно, чем раньше.
  • Приобретение знаний о методиках описания и анализа памятников изобразительного искусства и архитектуры, прослушивание в ходе видеолекций Т.М. Степанской многочисленных примеров такого описания и анализа с использованием иллюстраций и текстов заданий, которые я выполняла самостоятельно и результаты обсуждала с преподавателями истории искусств нашей кафедры ДПИ. Это было очень полезно для меня!
  • Получение таких знаний, которые позволяют мне сейчас и в будущем в процессе преподавания студентам института искусств дисциплин "Общая психология и педагогика", "Педагогика", "Основы научного исследования", спецкурса "Методология художественной деятельности" использовать в качестве иллюстраций репродукций произведений живописи и графики, фотографии архитектурных объектов, сведения о жизни и деятельности художников, архитекторов, работавших в сфере искусства и культуры общественных деятелей. Так, использование иллюстраций с фрагментами известных живописных, графических, скульптурных произведений позволит мне с большим успехом и более уверенно, чем раньше, преподавать студентам психологию и педагогику, предлагать студентам-художникам (и не только им!) выполнение аналитических заданий, развивать их умения не только видеть, но и рассуждать о произведениях искусства с позиции психологического знания, понимания эмоционального, нравственного, педагогического воздействия на человека.
  • Удовлетворение моих личных потребностей в знании важнейших направлений всеобщей истории искусства, основных движущих сил и закономерностей историко-культурного процесса в контексте истории человеческой цивилизации, в хронологическом и географическом разнообразии историко-культурного и социокультурного процессов. Прослушивание (неоднократное!) видеолекций позволяло мне осмысливать многообразие взаимосвязей, взаимовлияния особенностей художественного языка разных историко-культурных эпох, видов и жанров изобразительного искусства и архитектуры, осваивать основные элементы, выразительные средства и особенности художественного языка архитектуры, скульптуры, живописи, графики и ДПИ, понимать специфику их воздействия на зрителя. Обучение было для меня полезным потому, что в течение нескольких недель я сумела "концентрированно" погрузиться в интереснейшую информацию, отражающую исторический контекст создания наиболее известных произведений разных видов изобразительного искусства и архитектуры, представляющую творчество наиболее значимых для различных эпох художников и школ.
  • Осмысление аспектов сохранения культурного наследия в связи с развитием краеведческого, культурно-познавательного туризма. Родилась, выросла и живу всю жизнь в Хакасии, а это великолепный в своей специфике историко-культурного наследия регион, который сегодня массово посещается туристами со всего мира, и это уже сказывается на сохранности памятников природы и культуры. Эти проблемы остры в прикладном аспекте, содержание программы курсов дало новые направления для размышления.
  • Приобретение совершенно новых для меня знаний в области художественного рынка, его истории и тенденциях развития на разных исторических этапах, интереснейшей и практически полезной для меня как директора института искусств информации о работе художественных галерей, салонов, коммерческих аспектах развития изобразительного искусства, о социальных и экономических факторах, влияющих на развитие художественного рынка и рынка художественных услуг.
  • Получение новой информации по вопросам преподавания. Особое значение придаю информации о применении сервисов Google в преподавании, специализированных сервисов Google Art Project, Google Arts and Culture, о которых раньше практически не знала и поэтому не использовала, применяя более трудозатратные способы подбора иллюстративного материала. Очень важна для меня информация о возможностях просмотров концертов с камерами с круговым обзором. Самостоятельно попробовала успешно поработать с этими просветительскими проектами Google for Education, с гигапиксельными изображениями и пр.
  • Расширение имеющихся у меня знаний об активных и интерактивных методах обучения и организации педагогического взаимодействия со студентами, о принципах проектирования образовательных программ, разработки учебных курсов и комплектов учебно-методических материалов, в том числе электронных средств учебного назначения.
  • Знакомство с новым опытом преподавания в формате видеолекций и вебинаров. Лекции уважаемых лекторов показали интереснейший пример педагогического общения с аудиторией, приемы и средства сделать материал содержательно насыщенным, методически организованным, при этом увлекательным, интересным, запоминающимся! "Подсмотрела" у Тамары Михайловны и Ольги Александровны приемы и средства работы со слушателями, которые подходят именно мне по стилю преподавания, особенностям темперамента и пр., но которые я раньше не использовала.

Никаких недостатков в содержании курсов и организации преподавания я не отмечаю, от рекомендаций тоже в настоящий момент воздержусь.
Огромное спасибо за предоставленную информацию, за то, что эта информация и умелые способы ее подачи стимулировали мою познавательную активность, актуализировали мотивацию к последующему самообразованию!
С удовольствием еще раз стану слушателем ваших других программ повышения квалификации в области культуры и искусства, художественного образования, преподавания других дисциплин гуманитарного цикла, психологии, педагогики. Непременно буду рекомендовать обучение в вашем Центре своим коллегам и выпускникам института искусств!»

Наталья Александровна Федоровская,  д-р искусствоведения, доцент, и.о. зав. кафедрой графического дизайна Школы искусства, культуры и спорта Дальневосточного федерального университета:

«Программа повышения квалификации "Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства и культуры" представляет собой комплекс разнообразных, но в то же время неразрывно связанных друг с другом видеолекций-презентаций и вебинаров, которые отражают идею данного проекта.
Следует особо отметить региональный подход, который ценен не только для специалистов, проживающих на территории Сибири, но и для искусствоведов других регионов. Хочется поблагодарить авторов курса за уникальную возможность знакомства с искусством и культурой Алтайского края, художниками, архитекторами региона. Интересен взгляд авторов на искусство Востока, который основан на личном опыте соприкосновения с этим искусством. Ценным оказался опыт обучения и развития музейного и галерейного дела региона, который может быть экстраполирован на любую нестоличную территорию.
Интересна также дистанционная форма подачи курса повышения квалификации. При современных реалиях и ограниченных возможностях посещения соседних регионов, подобная форма представляется эффективной и перспективной, она несомненно требует дальнейшего развития.
К пожеланиям отнесем целесообразность проведения курсов в осенне-зимний период времени, так как весна для преподавателей выпускающих кафедр вузов связана с подготовкой к ИГА, что затрудняет полное погружение в этот интересный курс, неизбежно приводя к пропускам вебинаров».

Татьяна Александровна Кильдяшова, к.ф.н, доцент кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального  университета им. М.В. Ломоносова:

«Педагогическая деятельность предполагает постоянное саморазвитие, повышение уровня владения уже имеющимися компетенциями, а также приобретение новых компетенций. Курсы повышения квалификации, проводимые коллегами в прямом смысле слова на другом конце страны, позволяют, с одной стороны, приобрести новые ценные знания, получить новый опыт, с другой, позволяют сравнить опыт осуществления своей деятельности с опытом коллег. Курсы повышения квалификации Алтайского государственного университета по программе "Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства и культуры" для меня обладали еще и тем "плюсом", что они проводились дистанционно, что позволяло учиться в удобное время без отрыва от основной деятельности.
Хочется сразу отметить важность таких курсов:

  1. Тематика курсов является востребованной для преподавателей искусствоведческих и культурологических дисциплин.
  2. Все лекторы являются экспертами в освещаемых ими вопросах.
  3. Особый интерес вызвало знакомство с творчеством деятелей искусства Алтайского края, Монголии, Китая.

Предложения:
В рамках лекций и вебинаров глубоко и подробно был представлен историко-культурный аспект истории развития искусства на примерах живописи. Интересно было бы также рассмотреть и современные практики искусства (contemporary art), такие как перфомативные практики, примеры паблик-арта, стрит-арта и т.п.
Кроме того, основной блок материалов был посвящен живописи, немного архитектуре, было бы также интересно познакомиться с музыкальным, театральным искусством вашего региона.
В целях использования полученных знаний, было бы полезно предоставить какой-то методический материал в свободное пользование слушателям курсов, методические рекомендации, схемы анализа произведения искусства с комментарием эксперта и т.п. Безусловно, с сохранением авторского права.
В целом должна сказать, что я почерпнула для себя много нового и полезного. Еще раз повторюсь, что знакомство с опытом вашего региона, с разработками коллег позволит в дальнейшем эти знания применять в своей профессиональной деятельности.
Хочется выразить благодарность всем лекторам и организаторам курсов».

Ван Цин, магистр Педагогического института Тихоокеанского государственного университета:

«Большое спасибо за хорошо подготовленные  курсы. В подобной программе я обучаюсь первый раз. Понравилась организация курсов и ясная, четкая структура. Лекции слушала с большим интересом, много раз повторяя. Мой уровень владения русским языком средний, и потому благодаря возможности слушать, записывать, много раз повторять я достигла новых вершин понимания профессиональных текстов на русском языке. Замечаний к организаторам нет. Информация предоставлялась своевременно, постоянный контакт подчеркивает заинтересованность в слушателях. Непросто для меня было участвовать в вебинарах, но я обязательно освою этот этап программы в другой раз. Желаю видеть информацию о подобных программах по истории и теории искусства. С удовольствием приму в них участие».

Елена Ивановна Тишкина, к. кул. наук, доцент кафедры культурологии Курганского государственного университета:

«Данная программа повышения квалификации представляет собой попытку комплексного анализа теории и практики процесса модернизации гуманитарного знания в сфере искусства и культуры. Авторы обоснованно подошли к формированию структуры программы, выделив такие важные для подготовки студентов блоки, как "Современные концепции модернизации гуманитарного знания", "Культурное наследие как ресурс гуманитарного знания", "Экономика и культура: формирование художественного рынка", "Роль образовательных электронных ресурсов в преподавании гуманитарных дисциплин".
Достоинством программы повышения квалификации является оригинальность подачи материала: все лекции содержат определения основных понятий, теория подтверждается конкретными примерами и практикой использования предлагаемых методов и технологий в образовательном процессе АлтГУ (видеолекции "Электронные учебные курсы в фондах научной библиотеки Алтайского государственного университета (демонстрация, анализ, выводы)", "Опыт проектирования в вузе рабочих программ гуманитарных дисциплин" и др.). Интерактивные вебинары позволяют решить проблему непосредственного общения между преподавателями вузов, участвующих в программе. Иллюстративный материал, использованный во всех разделах программы, позволяет лучше усвоить темы и курс в целом.
Программу повышения квалификации отличает строго научное и вместе с тем доступное изложение материала. Важное место в программе отведено таким актуальным темам, как "Культура как специфическая отрасль предпринимательства", "Формы и механизмы свободного художественного рынка", "Проблемы регионального искусства", "Изучение культурного наследия как ресурса развития регионального туризма", "Уходящее наследие – ресурс для культурного туризма", "Опыт проектирования в вузе рабочих программ гуманитарных дисциплин", что, учитывая специфику целевой аудитории слушателей, представляется не только интересным, но и обоснованным и необходимым. Содержание данных лекций станет важным дополнением к учебным курсам для студентов гуманитарных специальностей.
Следует отметить некоторые недостатки программы повышения квалификации "Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства и культуры":

  • в видеолекции "Человек – глобальная проблема современного искусства" необходимо большее внимание уделить именно современному искусству, проследить динамику изменений образа человека в культуре и искусстве постмодерна, объяснить причины этой динамики;
  • лекции о творчестве Рембрандта и Веласкеса содержательны и сопровождаются богатым иллюстративным материалом, однако, выбор именно этих общеизвестных художников не понятен и не "вытекает" из названия программы.

Однако данные замечания не умаляют достоинств программы повышения квалификации. В целом содержание программы повышения квалификации "Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства и культуры" включает в себя важные и актуальные учебные блоки и способствует повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России».

Светлана Фаритовна Рысаева, к. иск., старший преподаватель Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Кемерово:

«Хочется выразить благодарность коллективу открытого образовательного портала АлтГУ в лице директора ЦППКП О.П. Морозовой и методиста С.А. Саква за профессионализм в организации дистанционного курса. Это мои первые курсы, прослушанные в таком формате, и теперь они станут эталоном: качественная запись видеолекций, вебинаров, доброжелательный отклик на вопросы по ходу прохождения курсов, четкий график лекционного материала, быстрая и понятная навигация по сайту и другие детали, которые сделали время прохождения курсов по настоящему увлекательным делом.
Огромная благодарность руководителю программы Тамаре Михайловне Степанской. Давно мечтала попасть на ее лекции, соприкоснуться с ее знаменитой искусствоведческой школой. Ее лекции помогли но-новому взглянуть на процессы развития изобразительного искусства в Кузбассе, акцентировать отдельные моменты, понять их причину и перспективу развития.
И.В. Черняева в своих лекциях о проблемах художественного рынка представила большой теоретический и фактический материал, за что ей большое спасибо. В моем регионе художественный рынок не получил должного развития, нет частных галерей. Но жизнь не стоит на месте, и опыт искусствоведческого сопровождения деятельности художественного рынка, который нарабатывается на Алтае, будет использоваться во всем сибирском регионе.
Большой интерес для меня представил курс лекций и вебинаров по электронным учебным курсам гуманитарных дисциплин, прочитанных О.А. Шелюгиной, на которых преподаватель дала основы и критерии разработки электронных учебных курсов и познакомила с системой Moodle как основным инструментом для их создания.
Интересно и познавательно прошли вебинары. По каким-то причинам, видимо, технического характера я не смогла принять в них личного участия, но в записи просмотрела. Это единственный недостаток курсов, который бы мне хотелось отметить.
Программа повышения квалификации, пройденная мной дистанционно, дала много нового как для себя, так и для работы. Хочется отметить отлично подобранный материал обучения, содержательность и практическую наполненность курса. По окончании данных курсов остались только положительные эмоции и хорошие знания. Спасибо за отличную возможность получить новые знания!»

Наталья Владимировна Мартынова, к.п.н., доцент, декан факультета искусств, рекламы и дизайна Педагогического института Тихоокенского государственного университета:

«Я благодарна за предоставленную возможность стать слушателем актуальной программы "Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства и культуры" в формате дистанционного обучения в системе Moodle с 16 мая по 25 июня 2016 года.
Для меня это первый опыт, и считаю его положительным в условиях дистанционного обучения:
вами предоставлен очень насыщенный и разнообразно-содержательный лекционный курс.
Возможность послушать лекции Т.М. Степанской – профессионала и уникального специалиста.
Очень понравились видео-лекции курса "Экономика и культура: формирование художественного рынка" И.В. Черняевой; полученные знания пригодятся в дальнейшей научно-исследовательской  работе.
Поздравляю вас с прекрасным молодым специалистом О.А. Шелюгиной, которая предоставила нам важную информацию в лекции  "Роль образовательных электронных ресурсов в преподавании гуманитарных дисциплин" и поделилась личным опытом по организации и проведению занятий на современном уровне благодаря электронным учебным ресурсам на разработанных ею электронных учебных курсах».

Анастасия Сергеевна Двуреченская, канд. культурологии, доцент, зав. кафедрой культурологии Кемеровского государственного института культуры; Олег Юрьевич Астахов, канд. культурологии, доцент кафедры культурологии Кемеровского государственного института культуры:

«Программа повышения квалификации "Модернизация гуманитарного знания в сфере культуры и искусства" АлтГУ была организована с 16.05.16 по 26.06.16. в дистанционном режиме. В отношении технических моментов, с одной стороны, это несомненный плюс, так как такая форма работы и диалога очень удобна для тех преподавателей, которые находятся в других городах и могут смотреть видеолекции и посещать вебинары в приемлемое для них время. С другой стороны, не у всех слушателей всегда получалось подключиться к вебинарам по техническим причинам и не всегда организаторами программы предлагалось удобное время для участия в вебинарах.
Что касается содержания программы, то стоит высказать большую благодарность не только организаторам самой программы, но и тем педагогам, которые читали нам лекции. Особо следует отметить высокий с теоретической и методологической точки зрения уровень доктора искусствоведения, профессора Т.М. Степанской. Она не только представила материал в узком искусствоведческом аспекте (национальные художественные школы, особенности русской и сибирской художественной школы, творческий метод и стиль), особенно ценный для нас, так как кафедра реализует направление бакалаврской подготовки "теория и история искусств", но и смогла выйти на культурологические обобщения, анализируя понятие этнокультурной компетентности и оценивая роль культурного и художественного наследия в региональном туризме. Несомненный не только теоретический, но и практический интерес представляют лекции И.В. Черняевой, посвященные рассмотрению таких вопросов, как культура и предпринимательство, проблемы формирования  художественного рынка  и  коллекционирование. Данный материал особенно актуален, так как в Кемеровской области специалистов-искусствоведов, изучающих местный художественный рынок, галерейное дело, художественные коллекции практически нет. Отдельную и очень удачную, на наш взгляд, теоретическую и прикладную "нишу" в программе занимают лекции О.А. Шелюгиной, раскрывающие тематику использования новейших электронных ресурсов и технологий в гуманитаристике. Несмотря на то, что педагоги нашего вуза в прошлом году прошли обучение по программе Intel, предусматривающей разработку электронных проектных форм обучения в системе высшего образования, мы узнали очень много нового и полезного из материала, представленного О.А. Шелюгиной. Особенно радует нас как преподавателей не только доступность освоения представленных ресурсов, но и возможность их использования в учебном процессе для разработки и совершенствования читаемых нами курсов и реализации новых интерактивных форм в СРС».

Ирина Геннадьевна Вьюшкова, к.ф.н, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета:

«Повышение квалификации – необходимое условие профессионального роста специалиста, особо значимо оно в педагогической сфере. Именно сегодня в свете оптимизации образовательного процесса и модернизации образования в целом становится очевидно, что значима и востребованна личность, обладающая рядом компетенций, одной из которых является культурологическая компетенция. Культура – это феномен, специфику которого до сих пор обсуждают специалисты разных предметных областей. В этой связи особенно актуальными являются курсы, организованные специалистами при АлтГУ по программе "Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства и культуры" в период с 16 мая по 25 июня 2016 года.
Хотелось бы отметить только положительные моменты: система занятий со слушателями была продумана от начала (приветственного слова О.П. Морозовой и Т.М. Степанской) до финала курсов (итогового теста и отзыва). Видеолекции и вебинары проводились высококвалифицированными специалистами (Т.М. Степанской, И.В. Черняевой, О.А. Шелюгиной), которые рассказывали нам о различного рода проблемах гуманитарного знания: о культурном наследии в целом и культурном наследии региона в частности, о типах культурного наследия и национальных школах, о творческом методе и стилях, о персоналиях в искусстве (Рембрандте, Веласкесе и не только), о влиянии русской художественной школы на изобразительное искусство Востока и т.п. Особо следует отметить репрезентацию опыта разработки электронного курса, подкрепленную рассказом об электронных курсах в фондах научной библиотеки АлтГУ, а также опыта проектирования в вузе рабочих программ гуманитарных дисциплин.
Таким образом, дистанционные курсы на платформе Moodle имеют право на существование, они эффективны, результативны, интерактивны».

ЦППКП
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30